После выхода на телеэкраны фильма режиссёра Владимира Бортко “Мастер и Маргарита” о произведении стали много говорить и спорить. Конечно, оценить его по достоинству могут только профессиональные критики; однако для меня, как христианина, совершенно ясно, что основная идея романа касается вопросов веры и спасения человека. Поэтому скажу о нём несколько слов.
И прежде всего следующее: то, что мне приходится слышать от иных поклонников произведения, просто шокирует. А именно: его главных персонажей относят к положительным героям, а их поступками восхищаются. На мой взгляд, это свидетельствует о полном незнании или откровенном неприятии основ христианства и непонимании смысла человеческой жизни.
Попробую свою позицию пояснить.
Как мне кажется, Михаил Афанасьевич Булгаков показал нам три варианта жизненного пути человека, каждому из которых дал глубокую оценку и осветил нам их неизбежные последствия.
Первый – путь Мастера.
Этот человек надломлен страданиями, тяжёлыми обстоятельствами своей жизни. Вспомним: его роман нигде не печатают, а опубликованный из него отрывок злобно критикуют. Затем следуют арест, тюрьма (наверняка с неизбежными для тридцатых годов двадцатого столетия в России ночными допросами и избиениями), далее - потеря жилья и средств к существованию; и наконец - психушка. Сплошная чёрная полоса. И по-человечески Мастера, безусловно, жаль. Но давайте вспомним судьбоносные для людей слова христианских подвижников: “Господь не посылает человеку креста выше его сил”. Булгаковский герой не вынес испытания, данного ему Богом (так и напрашивается параллель с евангельской притчей о сеятеле, когда зёрна, брошенные им на каменистую почву, не дали всхода (Мф, 13, 20)). Он даже не обратился к Нему за помощью (а ведь Спаситель призывает людей: “Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас” (Мф, 11, 28)). Герой пал духом, сдался. Он ещё до ареста сжёг роман. Он больше не понёс его идеи людям (неважно, в какой форме), - в то время как Христос, а затем апостолы и христианские мученики несли в мир евангельскую весть даже ценой своей жизни. Вот почему, по слову Левия Матвея, Мастер “не заслужил Света”.
Что же из себя представляет дарованный ему “покой”? А это не что иное, как консервация духовного развития личности, прекращение её серьёзной интеллектуальной и нравственной деятельности. Ведь в безмятежности и беззаботности, при отсутствии борьбы с самим собой стать чище и добрее невозможно. И что сможет написать Мастер (а он этого желает) среди “цветущих вишен” и под “музыку Шуберта”? Только нечто лирически-слащавое. Ибо настоящее произведение искусства рождается исключительно в скорбях и страданиях его автора (вспомним Достоевского), в активности его души и в гуще жизненных событий. По сути, пристанище Мастера – это золотая клетка, тюрьма “со всеми удобствами”. В этом смысле примечательна такая деталь: кого Левий Матвей просит “взять Мастера с собой и наградить его “покоем”? Именно “духа зла и покровителя теней”! Значит, этот “покой” - одна из обителей Воланда!
Я не считаю Мастера отрицательным персонажем романа; он действительно хороший, добрый человек. Я лишь констатирую факт его малодушия (по словам Иешуа, самого страшного порока), закрывающего ему путь к подлинному счастью.
Второй путь – это путь Маргариты.
Подавленная невозможностью помочь любимому человеку, она обращается за помощью не к Богу, а к нечистой силе – причём, осознанно, с ясным пониманием того, что этот поступок погубит её душу. Кто-то считает его “подвигом”, совершённым “во имя любви”; для христианина же его оценка однозначна: обращение к сатане является безусловным отречением от Бога. И здесь самым значимым является тот факт, что, согласно христианству, спасение души человека – дело неизмеримо более важное, нежели сохранение его материального благополучия и даже физической жизни (“Не бойтесь убивающих тело…” (Мф. 10, 28)). К сожалению, Маргарита была озабочена лишь последним. А между тем двадцатое столетие явило миру целый сонм православных мучеников России, перенесших тяжелейшие удары судьбы – в том числе и скорби за своих родных и близких, - но не давшим тёмной силе даже повода усомниться в их любви и преданности Христу и осознании того, что по сравнению с Небесным Отечеством земная жизнь – ничто.
Кроме того, в поступке Маргариты есть иная - и очень существенная! - подоплёка. Вспомним её слова, произнесённые ей с горящими от восторга глазами: “Быстрота и нагота! Как это здорово!” Безусловно, для натуры страстной и гордой (что признал в ней сам Воланд!) серая будничная жизнь с её мелочными заботами, бытовыми неурядицами и одиночеством просто невыносима (“Жизнь моя пуста”, - жалуется она Мастеру). Она всеми силами стремится её изменить. Но, не зная, как достичь истинной свободы и счастья, Маргарита уповает на помощь Азазелло. Она согласна заплатить самую высокую цену ради “полёта души” (точно так же наркоман колет себе сверхдозу, стоя на крыше высотного здания, чтобы в момент наивысшего “кайфа” пуститься в свой последний “полёт” – таких случаев немало). А это – прямой путь в общество убийц, насильников и развратников всех времён и народов – порой с козлиной мордой, копытами и без штанов. В то место, где несчастной Фриде вечно подают платок, коим она когда-то заткнула рот младенцу, чтобы тот не кричал, пока она будет закапывать его живого в землю. Наконец, где просто неизбежна потеря свободы, к которой героиня так отчаянно стремилась; поскольку здесь начинается полная зависимость от Воланда с компанией. Которая может в один миг забросить пьяницу и блудника Лиходеева из Москвы в Ялту; подкинуть взяточнику Босому валюту, чтобы затем сдать его органам НКВД, и т.д. и т.п. (дьявол имеет над нераскаянными грешниками почти неограниченную власть!). Но главное, зависимой от тёмной силы становится человеческая душа, приобретая соответствующие качества. Вспомним, например, что Маргарита устраивает погром в квартире критика Латунского, охваченная именно сатанинской жаждой мести!
Однако у человека, попавшего в тяжелейшие обстоятельства или совершившего страшный поступок, существует третий путь. Как ни странно, но им идёт тот, кого с самого начала фильма так и хочется причислить к резко отрицательным персонажам. Ведь он предал мучительной смерти Того, Кто проповедовал “Царство Истины”, Кто называл всех без исключения людей “добрыми” и исцелял их от недугов. Но разве апостол Пётр не отрекался трижды от Христа и не “плакал горько” впоследствии? И разве не стал он “первоверховным” апостолом, коего Христос поставил во главе Своей Церкви?
Совершив грандиозную ошибку, Понтий Пилат (пусть не исторический, а булгаковский) в тот же день, когда по его приказу состоялась казнь “государственного преступника”, всё понял. И, в отличие от Мастера, проклял свою трусость (он предал распятию Иешуа, которому симпатизировал с самого начала, только из страха перед римским императором). А затем попытался загладить свой грех поступками, которые считал достойными: приказал убить Иуду, предавшего Иешуа; предложил его ученику, Левию Матвею, хорошую работу и материальное обеспечение; он позволил ему записать всё, что тот слышал от своего Учителя. Наконец, уже в загробном мире прокуратор страдает от мучительного осознания того, что при своей первой встрече с “философом” он, Пилат, что-то ему “не досказал”. Он всей своей душой стремится к Истине, он готов ради встречи с Ней страдать годами! В периоды выхода из состояния забвения (похожего на “покой” Мастера), которое прокуратор ненавидит, он всматривается в космическую бездну в надежде увидеть в ней тот самый луч, в конце которого когда-то во сне видел казнённого им “философа”. И именно потому, что Пилат отверг два первых пути, роман о нём оканчивается словами:
- Свободен! Он ждёт тебя!..
Такова, согласно христианству, сила покаяния…
Ну, а место, куда отправился сын короля - звездочёта, несравнимо ни с компанией русалок и козлоногих, где побывала Маргарита, ни с “тихим омутом” Мастера. Ибо только Свет - и ничто иное! – даёт человеку возможность неограниченного духовного роста, обретения им реальной полноты бытия: радости Небесной Любви, Высшего Творчества, познания Истины и беспрепятственного служения Добру. Но главное, только там каждого из нас встретит Тот, Кто способен ни в чём не винить даже Своих истязателей; а в ответ на муки совести Своего палача, на его робкую надежду на то, что, быть может, этой “пошлой казни” тогда “и не было вовсе”, - произнести слова, которые может произнести только Тот, Кто любит безгранично:
- Конечно, не было… Тебе померещилось… - И, чтобы окончательно успокоить страдальца, добавить: - Клянусь…
Дай Бог каждому из нас именно такой финал своего жизненного пути.
Владимир Кузин,
г. Владимир, Россия
Кузин Владимир Ильич, 27 января 1964 года рождения, образование среднетехническое (авиамеханический техникум) и незаконченное высшее (4 курса Ивановского государственного университета, филологический факультет). Женат. Работаю на предприятии связи. e-mail автора:lit@kwl.elcom.ru
Прочитано 3862 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности